Главная Блог Остальное ЛЕПЕСТКИ Жидкости (1)Запчасти (4)Остальное (8) ЛЕПЕСТКИ "Машиной должен управлять я, а не машина -- мной!" -- именно этот аргумент наиболее часто можно услышать от самых одиозных и "не пробовавших устриц" апологетов механических трансмиссий в пику "автоматам". Не будем рассказывать, как же они далеки от истины, но, тем не менее, конструкторы в середине 90-х сделали АКПП с возможностью ручного выбора передач. Следующим, вполне логичным шагом, стала установка переключателей передач на руль. Эти переключатели обычно называют "лепестками", в английском -- shift paddles. Лепестки как правило расположены на тыльной стороне спиц руля, справа и слева, и ориентированы так, чтобы их удобно было нажимать мизинцами из стандартного хвата "10 и 2 часа". Левый лепесток (-) отвечает за переключение передач вниз, правый (+) переключает передачи вверх. Существуют альтернативные схемы, но они встречаются значительно реже. Конечно, по оригинальному замыслу конструкторов, лепестки были предназначены для спортивного стиля езды и первоначально ставились на машины с драйверскими амбициями. Однако затем подрулевые переключатели "пошли в народ". Ими стали оборудовать не только люксовые Ягуары, но и типично женские RAV4 (кстати, именно в РАВ4 переключатели работают ужасно). Автоматические коробки, безусловно, сильно облегчили нашу водительскую жизнь. Однако, в отличие от смартфонов, даже самые современные агрегаты не обогнали нас, квалифицированных водителей, по интеллекту. Далее распишем сценарии правильного использования ручного управления "автоматами", в том числе и с помощью подрулевых лепестков. 1. Спортивный стиль езды -- то, что мы уже упоминали выше. Вполне очевидное, но далеко не самое важное применение сложного дорогостоящего агрегата. Переводите селектор в спорт-режим (название режимов может отличаться), газ в пол -- и... главное успевайте дергать правый лепесток. И тогда вон тот Матиз точно не догонит вас! 2. Эмуляция механической коробки передач. Ездим как обычно, переключаемся вверх и вниз... Жмем газ и тормоз... Только какой в этом смысл, если автомат и сам прекрасно справляется со своей работой? 3. Переключение вниз для последующего ускорения, например, для обгона. Вполне логичный сценарий, некий ручной аналог "кикдауна". 4. Торможение двигателем. А вот и нет, именно с этим режимом автоматы пока что справляются не очень. По вполне банальной причине: не считая эксклюзивов типа Теслы, машины не умеют просчитывать дорожную обстановку на несколько шагов вперед. Большинство же "умных" систем реагируют на непредвиденные ситуации при помощи тормозов и вариант "скинуть пару предач" им абсолютно не подходит. Торможение двигателем -- очень важный прием вождения. Нет, он не идентичен торможению педалью. Именно здесь пролегает тонкая грань между умелым водителем и умеющим крутить руль. Торможение двигателем особенно важно на скользких поверхностях, когда существует опасность заблокировать колеса штатным тормозом, что неминуемо приводит к частичной или полной потере управляемости (АБС ситуацию спасет за счет увеличения тормозного пути). Именно в подобных ситуациях левый лепесток оказывается просто незаменим! Пара нажатий на переключатель понижения передач -- и машина существенно замедляется, следуя своей траектории. 5. Вход в поворот. Частным случаем п. 4 нашего описания является торможение двигателем перед входом в поворот. Однако, позволим выделить его в отдельный пункт как отдельный, не менее важный прием вождения. Практика говорит, что обязательным условием удержания машины на нужной траектории в повороте является наличие тяги на ведущих колесах. Не смотря на то, что автомобили имеют разные типы приводов (передний, задний, симметричный полный, полный с изменяемой тягой по осям) и само прохождение поворота сильно различается, по окончании маневра нам скорее всего потребуется ускориться. С учетом того, что в повороте мы неминуемо теряем скорость движения, то на выходе, после прохождения апекса или чуть позже нам точно не повредит передача ниже, чем была до поворота. Переключение передач "вниз" до входа в поворот, грамотное управление рулем и газом гарантируют не только быстрый, но и безопасный маневр. И в этом случае минусовой лепесток очень кстати: управление коробкой на руле позволяет существенно сэкономить время и не отвлекаться на селектор. 6. "Зимний режим". Наконец-то нам понадобился переключатель "вверх"! Да, от него тоже может быть толк. Я уже писал о таком приеме, как трогание со второй передачи. Суть вопроса в том, что при старте на скользкой поверхности крутящий момент на ведущих колесах как правило избыточен, колеса проворачиваются, скользят... а машина не едет. Одно нажатие на правый лепесток -- и включается вторая передача! На второй, как правило, результат существенно лучше. Некоторые практические советы * Торможение двигателем существенно снижает плавность движения * Чем больше передач в АКПП, тем больше надо переключать "вниз" для того, чтобы почувствовать эффект от торможения. Так, на четырех- или пятиступенчатой коробке достаточно "скинуть" одну передачу, тогда как на 8-9-ступенчатых иногда не хватает и двух. * Вероятность перекрутить двигатель при переключении на низшую передачу практически отсутствует: инженеры предусмотрели подобный сценарий и электроника включает минимально возможную передачу, чтобы стрелка тахометра не залезла в красную зону. * Логика переключения АКПП вверх после ручного переключения на низшие передачи сильно отличается от модели к модели. Будьте готовы к тому, что уже на разгоне, например, после выхода из поворота, коробка "зависнет" на передаче и долго не будет переключаться вверх. Нужно быть готовым использовать плюсовой лепесток. * Далеко не все коробки позволяют включить вторую передачу на месте. Иногда проблема решается обновлением программного обеспечения АКПП. В некоторых случаях все же требуется перевести селектор в ручной режим. * Если после переключения вниз с последующим ускорением коробка особенно долго не переходит в автоматический режим, просто переведите селектор в ручной режим и обратно * Все вышеописанные режимы никак не влияют на амортизацию АКПП, ни в худшую, ни в лучшую стороны Если на вашей машине есть лепестки, то, как видите, они могут быть существенно более полезны, чем облагораживать вид на руль. Надеемся, что это небольшое практическое руководство поможет вам освоить еще один ненужный автомобильный аксессуар, кроме пепельницы ;) Просмотров ( 22572 ) (0) Комментарии Загрузка комментариев...
ЛЕПЕСТКИ "Машиной должен управлять я, а не машина -- мной!" -- именно этот аргумент наиболее часто можно услышать от самых одиозных и "не пробовавших устриц" апологетов механических трансмиссий в пику "автоматам". Не будем рассказывать, как же они далеки от истины, но, тем не менее, конструкторы в середине 90-х сделали АКПП с возможностью ручного выбора передач. Следующим, вполне логичным шагом, стала установка переключателей передач на руль. Эти переключатели обычно называют "лепестками", в английском -- shift paddles. Лепестки как правило расположены на тыльной стороне спиц руля, справа и слева, и ориентированы так, чтобы их удобно было нажимать мизинцами из стандартного хвата "10 и 2 часа". Левый лепесток (-) отвечает за переключение передач вниз, правый (+) переключает передачи вверх. Существуют альтернативные схемы, но они встречаются значительно реже. Конечно, по оригинальному замыслу конструкторов, лепестки были предназначены для спортивного стиля езды и первоначально ставились на машины с драйверскими амбициями. Однако затем подрулевые переключатели "пошли в народ". Ими стали оборудовать не только люксовые Ягуары, но и типично женские RAV4 (кстати, именно в РАВ4 переключатели работают ужасно). Автоматические коробки, безусловно, сильно облегчили нашу водительскую жизнь. Однако, в отличие от смартфонов, даже самые современные агрегаты не обогнали нас, квалифицированных водителей, по интеллекту. Далее распишем сценарии правильного использования ручного управления "автоматами", в том числе и с помощью подрулевых лепестков. 1. Спортивный стиль езды -- то, что мы уже упоминали выше. Вполне очевидное, но далеко не самое важное применение сложного дорогостоящего агрегата. Переводите селектор в спорт-режим (название режимов может отличаться), газ в пол -- и... главное успевайте дергать правый лепесток. И тогда вон тот Матиз точно не догонит вас! 2. Эмуляция механической коробки передач. Ездим как обычно, переключаемся вверх и вниз... Жмем газ и тормоз... Только какой в этом смысл, если автомат и сам прекрасно справляется со своей работой? 3. Переключение вниз для последующего ускорения, например, для обгона. Вполне логичный сценарий, некий ручной аналог "кикдауна". 4. Торможение двигателем. А вот и нет, именно с этим режимом автоматы пока что справляются не очень. По вполне банальной причине: не считая эксклюзивов типа Теслы, машины не умеют просчитывать дорожную обстановку на несколько шагов вперед. Большинство же "умных" систем реагируют на непредвиденные ситуации при помощи тормозов и вариант "скинуть пару предач" им абсолютно не подходит. Торможение двигателем -- очень важный прием вождения. Нет, он не идентичен торможению педалью. Именно здесь пролегает тонкая грань между умелым водителем и умеющим крутить руль. Торможение двигателем особенно важно на скользких поверхностях, когда существует опасность заблокировать колеса штатным тормозом, что неминуемо приводит к частичной или полной потере управляемости (АБС ситуацию спасет за счет увеличения тормозного пути). Именно в подобных ситуациях левый лепесток оказывается просто незаменим! Пара нажатий на переключатель понижения передач -- и машина существенно замедляется, следуя своей траектории. 5. Вход в поворот. Частным случаем п. 4 нашего описания является торможение двигателем перед входом в поворот. Однако, позволим выделить его в отдельный пункт как отдельный, не менее важный прием вождения. Практика говорит, что обязательным условием удержания машины на нужной траектории в повороте является наличие тяги на ведущих колесах. Не смотря на то, что автомобили имеют разные типы приводов (передний, задний, симметричный полный, полный с изменяемой тягой по осям) и само прохождение поворота сильно различается, по окончании маневра нам скорее всего потребуется ускориться. С учетом того, что в повороте мы неминуемо теряем скорость движения, то на выходе, после прохождения апекса или чуть позже нам точно не повредит передача ниже, чем была до поворота. Переключение передач "вниз" до входа в поворот, грамотное управление рулем и газом гарантируют не только быстрый, но и безопасный маневр. И в этом случае минусовой лепесток очень кстати: управление коробкой на руле позволяет существенно сэкономить время и не отвлекаться на селектор. 6. "Зимний режим". Наконец-то нам понадобился переключатель "вверх"! Да, от него тоже может быть толк. Я уже писал о таком приеме, как трогание со второй передачи. Суть вопроса в том, что при старте на скользкой поверхности крутящий момент на ведущих колесах как правило избыточен, колеса проворачиваются, скользят... а машина не едет. Одно нажатие на правый лепесток -- и включается вторая передача! На второй, как правило, результат существенно лучше. Некоторые практические советы * Торможение двигателем существенно снижает плавность движения * Чем больше передач в АКПП, тем больше надо переключать "вниз" для того, чтобы почувствовать эффект от торможения. Так, на четырех- или пятиступенчатой коробке достаточно "скинуть" одну передачу, тогда как на 8-9-ступенчатых иногда не хватает и двух. * Вероятность перекрутить двигатель при переключении на низшую передачу практически отсутствует: инженеры предусмотрели подобный сценарий и электроника включает минимально возможную передачу, чтобы стрелка тахометра не залезла в красную зону. * Логика переключения АКПП вверх после ручного переключения на низшие передачи сильно отличается от модели к модели. Будьте готовы к тому, что уже на разгоне, например, после выхода из поворота, коробка "зависнет" на передаче и долго не будет переключаться вверх. Нужно быть готовым использовать плюсовой лепесток. * Далеко не все коробки позволяют включить вторую передачу на месте. Иногда проблема решается обновлением программного обеспечения АКПП. В некоторых случаях все же требуется перевести селектор в ручной режим. * Если после переключения вниз с последующим ускорением коробка особенно долго не переходит в автоматический режим, просто переведите селектор в ручной режим и обратно * Все вышеописанные режимы никак не влияют на амортизацию АКПП, ни в худшую, ни в лучшую стороны Если на вашей машине есть лепестки, то, как видите, они могут быть существенно более полезны, чем облагораживать вид на руль. Надеемся, что это небольшое практическое руководство поможет вам освоить еще один ненужный автомобильный аксессуар, кроме пепельницы ;) Просмотров ( 22572 ) (0)